МАОУ "Прогимназия № 237 "Семицветик" г. Саратова
город Саратов
  • Организация охраны здоровья учеников

     

    Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования

    Причины возникновения заболеваний заключены в негативном влиянии внешней среды, отягощенной наследственности, неудовлетворительных социальных условиях. Так, В. П. Петленко предлагает распределить факторы, определяющие здоровье, по их влиянию следующим образом:

    • человеческий фактор — 25 %;
    • экологический фактор — 25 %;
    • социально-педагогический фактор — 40 %;
    • медицинский фактор — 10 %.

    Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования

    Забота о здоровье детей является одним из приоритетных направлений деятельности школы, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности.

    Задача повышения качества образования, поставленная перед современной школой, неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся.

    Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

    Факторы, влияющие на здоровье школьников

    На здоровье детей влияет огромное количество факторов:

    • факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательным учреждением (их часто называют «внутришкольными»);
    • все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

    Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают такие бытовые факторы как:

    • шум;
    • освещенность;
    • воздушная среда;
    • размер помещений, кубатура;
    • дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
    • используемые стройматериалы, краска;
    • мебель: размеры, размещение в помещении;
    • видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
    • пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
    • качество питьевой воды;
    • экологическое состояние прилегающей территории;
    • состояние сантехнического оборудования.

    Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от учителей и администрации школы):

    • объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
    • расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
    • организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
    • объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
    • особенности уклада и норм жизни школы;
    • медицинское и психологическое обеспечение образовательного процесса;
    • участие родителей учащихся в жизни школы;
    • психологический климат педагогического коллектива;
    • наличие либо отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
    • позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога):

    • психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
    • стиль педагогического общения педагога с обучающимися;
    • характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
    • степень реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
    • соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
    • степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений, учащихся во время пребывания в школе;
    • личные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений;
    • состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
    • обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
    • степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
    • профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

    Медицинский работник выполняет следующий объем работы:

    • Медицинский работник выполняет следующий объем работы:

      • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
      • организацию питания обучающихся; 
      • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
      • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
      • организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
      • прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
      • профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
      • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
      • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
      • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

    Температурный режим

    Температура помещений школы

    Помещение Значение, °С
    Учебные классы начальной школы 18-24
    Музыкальный зал 18-24
    Спортивный зал 17-20
    Буфет 18-24
    Температурный режим для ограничения посещения школы
    Температура Скорость ветра Занятия отменяются в классах
    - 25 1-4 м/с 1-4
    - 25-26 без ветра 1-4

    В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, в школе соблюдается температурный режим.

    Помещения школы оборудованы системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. При установке ограждений отопительных приборов используются безвредные для здоровья детей материалы.

    В помещениях школы относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

    Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4°C.

    Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в учебных помещениях и кабинетах школы осуществляется с помощью бытовых термометров.

    Медицинский работник

    Информация об ЛПУ осуществляющем обслуживание

    ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлинника".
    ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлинника"
    Телефоны
    Регистратура: (8452) 39‒08‒48
    Дежурный администратор: +7(901)820-91-97
    Заведующий ДПО № 3 Дубинина Лариса Владимировна, тел.: (8452) 39-25-90
    Заведующий ООМП детям и подросткам в ОУ № 3, 4 Кукина Виолетта Анатольевна, тел.: (88452) 39-25-86
    Адрес
    ​г. Саратов ул. Астраханская, 138
    Электронная почта
    saratovdgp2@mail.ru
    График работы
    08.00-20.00 ч.

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie